МБОУ "СШ с.Тростное"
Липецкая область
  • Прокуратура информирует

    «По иску прокурора района заблокирован сайт экстремистской направленности»
    Прокуратура информирует.

    Прокуратурой Становлянского района проведен мониторинг сети «Интернет» на предмет соблюдения законодательства при распространении информации.

    В ходе проверки Интернет - ресурсов выявлен сайт, где для неопределенного круга лиц размещен текст песни «АУЕ».

    Нормами ст. 2 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон № 149-ФЗ) закреплено, что информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

    В ст. 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" указано на недопущение использования средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

    Организация АУЕ (Арестантское уголовное единство), является организацией, деятельность которой на территории РФ запрещена.

      Решением Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 17.08.2020 по делу N АКПИ20-514С деятельность криминального движения "Арестантское уголовное единство" ("Арестантский уклад един", АУЕ) признана запрещенной в РФ по мотивам экстремистской направленности.

    Таким образом, с 17.08.2020 любое участие в деятельности указанной организации (в том числе приравнивание себя к членам указанного движения, руководство этой группой), пропаганда деятельности АУЕ, использование символики является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрено ст. 282.1 УК РФ.

    Статья 2 ФЗ от 29.12.2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», выделяет основные понятия закона, согласно которым под доступом детей к информации понимается возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

    В силу ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности" противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

    принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

    выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

    В силу ч.1 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

    Исходя из положений ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в Российской Федерации должна обеспечиваться защита ребенка от национальной, классовой и социальной нетерпимости, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

    Согласно ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" не допускается оборот, в том числе распространение посредством сети "Интернет", информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

    Конституция РФ, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова, право на объединение, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13, части 1 и 2 статьи 29, статья 30).

    Данным конституционным положениям корреспондируют положения Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", который, определяя правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливая ответственность за ее осуществление, относит к экстремистской деятельности (экстремизму), в том числе возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии (преамбула, пункт 1 статьи 1).

    В соответствии с положениями ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 25.07.2002             № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"  запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. На территории Российской Федерация запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

    Согласно ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

    Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В силу ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страниц сайта в Реестр является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 9, частей 1, 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    В соответствии со ст. 15 Закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

    Посещение данных Интернет - сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к их доступу по кругу лиц, в том числе в зависимости от возраста либо профессии.

    Размещенные на отмеченных выше странице сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц в обход установленным Российской Федерацией требованиям действующего законодательства. Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на сайтах с отмеченными URL-адресами признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

    Таким образом, вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлены запреты на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на вышеуказанных ресурсах.

    В целях ограничения доступа к указанной странице сайта в сети "Интернет", содержащей запрещенную информацию, необходимо внести указатели страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской федерации запрещено" в соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ.

    Пунктом 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    В данном случае признание размещенной в сети "Интернет" информации запрещенной можно отнести к установлению правового состояния такой информации (факта), которое имеет юридическое значение, в том числе является основанием для включения установленных сведений в указанный реестр.

    Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

    На момент проверки вышеперечисленный указатель страницы сайта, на котором размещена названная информация, в едином реестре отсутствуют.

      Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.

      В ходе мониторинга было установлено, что регистратор, осуществивший регистрацию домена данного сайта, находится за пределами юрисдикции Российской Федерации – US.

      Одновременно необходимо отметить, что информация располагается на сайтах в сети «Интернет». При этом доступ к сайту можно получить разными способами, называемыми протоколами доступа.

      Основными способами доступа являются 2 протокола доступа HTTP и HTTPS.

      По результатам проверки прокурором района в Становлянский районный суд направлено административное исковое заявление о признании информации, размещенной на странице сайта в сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

    Решением Становлянского районного суда исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

    Помощник прокурора района

    юрист 1 класса                                                                                    А.В. Герасимов

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie